Несколько лет назад Internet Explorer был безусловным лидером среди браузеров. Но сейчас IE теряет свои позиции. Кто наступает ему на пятки и что будет дальше?
Согласно опубликованному компанией Net Applications отчету, мировая доля Internet Explorer упала ниже 60%. Хотя еще в 2004 году, по разным оценкам, составляла около 95%.
IE – хороший пример того, как не стоит почивать на лаврах и расслабляться. Выпустив в 2001 году безусловно хороший для того времени браузер, Microsoft фактически бросили разработку на несколько лет. Тем временем, на рынке появился Firefox, который стал довольно быстро (по паре процентов в квартал) отвоёвывать долю у IE. Ведь в сравнении с IE, Firefox был быстрее, удобнее, инновационнее. IE 7 и IE 8 практически не изменили ситуацию – да и не было смысла менять привычный инструмент К тому же судебные решения в Европе, приведшие к исключению IE из Windows, явно пошли во вред.
Да и в сравнении с конкурентами IE не всегда выглядел с лучшей стороны. В упрек IE ставят медлительность в работе, плохую поддержку новых технологий и web-стандартов, отсутствие привычных для пользователей конкурентных браузеров «фишек».
На критику Microsoft собирается ответить, выпустив в 2011 году 9 версию браузера. Ключевые моменты IE9 – скорость работы и поддержка web-стандартов. Для отображения сайтов будет использоваться аппаратное ускорение с помощью видеокарты, а поддержка web-стандартов позволит разработчикам сайтов смело использовать новые технологии, единые для всех браузеров.
Но не только IE и Firefox конкурируют на рынке браузеров. Менее чем за полтора года стремительно выросла доля Google Chrome, и сейчас она составляет в среднем 8%. Чем же Chrome так привлек пользователей?
Поначалу казалось, что Chrome – очередной «долгострой» от Google, который будет неспешно обновляться и обрастать функционалом, которого в первой версии явно не хватало. Но оказалось, что Chrome не такой, как все. Компактный интерфейс, упор на скорость работы и безопасность, поддержка веб-стандартов и быстрое развитие привели к тому, что Chrome оказался «браузером, которого не хватало». Не хватало тем, кто уже разочаровался в IE, подыскивал замену Firefox ну и не знал про Opera.
Кстати, об Opera. Интересно, что в России доля Opera составляет около 25% и примерно равна доле Firefox. При том, что в остальном мире Opera занимает около 2%! В чем же причина?
Думаю, что в России для многих браузер — это не только (и не столько) бесплатный инструмент для работы в сети. Браузер — возможность выразить индивидуальность, заявить о статусе и подчеркнуть авторитет. Кстати, отсюда и «священные войны», возникающие при обсуждении браузеров. Когда-то Opera была платной и как все немного запретное, вызвала интерес у «гиков». Затем «гики» стали нести «свет в массы», пользователи начали к ним прислушиваться — и вот результат. Спорить о достоинствах и недостатках – дело неблагодарное. Отмечу лишь, что даже суровые адепты »своего» браузера иногда меняют выбор. Особенно, если новые версии перестают оправдывать ожидания.
Еще один немаловажный вопрос – зачем развязывать войны браузеров? Что дает браузер собственно разработчикам? Ответ простой – деньги. И если когда-то Netscape (прародитель Firefox) и Opera были платными, то теперь их создатели неплохо зарабатывают на отчислениях с рекламы в результатах поиска. Например, в 2008 году Mozilla Foundation and Corporation заработали на Firefox более 78 млн. долларов, 71 из которых принесла Google.
Чего ждать?
Браузеры будут продолжать развиваться в сторону ускорения своей работы. «Тяжелые» сайты социальных сетей, «приложения в браузере» с «навороченными» интерфейсами, широкие мультимедийные возможности, заложенные в новых стандартах, требуют от браузеров высокой производительности.
Разработчики будут стараться поддерживать веб-стандарты. Если пользователь не увидит какую-то новомодную «плюшку» в своем браузере, он легко сможет выбрать другой.
Вероятно, в web вернется 3D, но в новом качестве. Тем более, что поддержка 3D-технологии WebGL уже реализована в тестовых версиях Firefox и Chrome. Еще не «Аватар», но Quake реален. Причем 3D в браузере можно будет увидеть и на экране мобильных телефонов.
Доля IE будет снижаться, хотя я думаю, она никогда не упадет ниже доли конкурентов. К моменту выхода IE9 конкуренты тоже успеют продвинуться дальше, так что скорее IE будет бороться с предыдущими версиями.
Будет расти Chrome. Google довел его до состояния полноценного браузера и, более того, собирается использовать в качестве основного компонента своей операционной системы. Также стоит ожидать массовой рекламной кампании Chrome. Причем отъедать Chrome будет от всех конкурентов сразу. Доля в 20% в мире – вполне реальна. Особенно если по-умолчанию Chrome будет ориентирован не только на Web, но и на социальные сети, например, Facebook.
В России, как я уже говорил, сильна «кастовость». К тому же Chrome из-за своей изначальной ориентированности на Google не слишком приспособлен для промо на порталах Mail.Ru и Yandex, имеющих свой поиск. Если Chrome добавит «социальности» и будет выгоден «Одноклассникам» или «ВКонтакте», то можно ожидать появления «специальных» версий или рекламы на проектах.
Оpera в мире будет продолжать расти на десятые доли процента, но большого скачка ожидать не стоит. Хотя и известно, что «уши» Opera и торчат из дела «Европейское сообщество против Internet Explorer», значительного результата это не дало. В России доля будет незначительно снижаться: отсутствие расширений, более динамичное развитие конкурентов может повлиять на «ортодоксов» Opera, которые уже высказывали недовольство 10-й версией.
Firefox очевидно сохранит свою долю. Отнимая немного у IE и отдавая Chrome, будет держаться на уровне 25-27%.
Для мобильных версий, конечно, все будет определяться производителями телефонов. Opera Mini сохранит свои позиции еще какое-то время. Но вот вопрос – какие браузеры мы увидим в планшетных ПК, таблетках, смартфонах? Mozilla пока не слишком торопится, зато браузерный движок WebKit вовсю доминирует на iPhone и Nokia.